"Был уверен, что заниматься этим не стану". Репортаж из единственной в мире школы уникальных мастеров-сканистов - Новости Беларуси и мира
Общество

«Был уверен, что заниматься этим не стану». Репортаж из единственной в мире школы уникальных мастеров-сканистов

Новости темы

«Проект «Белорусы в кадре» на YouTube-канале «

«Наши работы дарят тем, у кого уже все есть». Уникальные мастера превращают деревянную стружку в произведение искусства

Владелец частного зоопарка под Минском читает новости леопарду и покупает на десерт диким свиньям гранаты

В
этом белорусском семействе принято
выбирать одну из самых редких профессий
в мире. Из примерно 15 сканистов на
всей планете четверо гордо носят фамилию
Тесля. В их мастерской кропотливая
работа над шкатулками, иконами, картинами
и панно может длиться в полнейшей тишине
почти по 20 часов несколько месяцев
подряд. Мы посмотрели, как из деревянной
стружки рождаются шедевры, и узнали,
почему поиск нужных материалов нередко
превращается в квест, а незаконченные
проекты мастера стараются не показывать
никому.

«Был
уверен, что заниматься этим не стану»

Виталий
Тесля в детстве часто бывал в мастерской
Владимира Цекунова – человека, фактически
придумавшего сожскую скань. Мальчишкой
после школы прибегал туда, где старший
брат Владислав терпеливо овладевал
тонкостями бесподобно красивого вида
искусства, и каждый раз думал: уж он-то
таким скучным делом заниматься никогда
не станет.

– Однажды,
когда я опять пришел в мастерскую, брат
подначил меня: покажи, как сам сможешь.
Я попробовал раз, второй…. Тогда,
наверное, впервые и почувствовал к
сожской скани интерес. Но втянулся в
это дело, когда уже стал постарше и
понял: в этой технике получится делать
то, что больше никто не сможет. Теперь
без скани не могу. Пробовал как-то
бросить, но не получилось – тянет,
нравится, – объясняет Виталий.

Он
помнит, как в 1990-е возрождали сожскую
скань. Владимир Цекунов в одном из
монастырей увидел древнюю икону,
сделанную в похожей технике, и решил
вернуть ее к жизни.

А
фактически стал создателем нового.

– Владимир
Валентинович озвучил идею знакомым
мастерам с заводов. Это были хорошие
специалисты, своего рода Кулибины. Они
загорелись мыслью создать станок,
который мог бы делать тончайшие кружева
из дерева. Конечно, получилось далеко
не с первого раза – детали постоянно
дорабатывали, – рассказывает Виталий
Тесля.

Сейчас
таких станков для обработки дерева у
белорусских сканистов около двух
десятков. И все они разные.

– Каждый
мастер под себя станок подстраивает.
Поэтому на чужом практически невозможно
сразу начать работать – нужно время
привыкнуть, перестроиться. Некоторые
станки сильно отличаются от остальных,
другие кажутся очень похожими, но у
каждого из них свой характер. Ни один
сканист не даст другому пользоваться
личной машиной – она ведь подогнана
под него индивидуально, – отмечает
мастер.

«Работать
– только в хорошем настроении»

Как
стала около 30 лет назад Гомельщина
местом, где находится единственная в
мире школа мастеров сожской скани, так
им и остается. Сканистов в мире немного
– едва наберется полтора десятка. И
учеников они брать, как правило, не
хотят. На это есть причины.

– Ученики
после овладения всеми тонкостями работы
с деревом уходят и часто уносят идеи
своих учителей. Воплощают эти задумки,
выставляют на продажу по более низким
ценам. Получается, конкуренция растет,
а стоимость работ падает. Но продавать
их задешево совсем не хочется, ведь
сожская скань – сложная техника. Она
требует очень много времени и сил, –
уверяет Виталий.

Это
только со стороны кажется: нет ничего
проще, чем клеить деревянную стружку
на основу из такого же материала. На
самом деле такая кропотливая работа не
каждому подвластна. Стружка очень тонкая
и хрупкая, от излишнего нажима может
сломаться. А еще, уверяет Виталий Тесля,
в процессе творчества важно быть в
хорошем настроении. Если его нет, сутками
можно сидеть над панно или иконой, а
толку ноль.

– Я
могу и по 12, и по 20 часов работать без
перерыва, когда есть вдохновение. Но
если чувствую, что настроение портится,
то откладываю работу, иначе ее можно
просто испортить, – объясняет он.

По
10-12 часов кряду может творить в полной
тишине и его сестра Светлана. Ее сожской
сканью, как и Виталия, увлек брат
Владислав.

– Уже
20 лет творю как на одном дыхании, –
признается она. – Идей всегда много.
Когда задумываю что-то новое, появляется
такой сильный азарт, что могу спать по
два часа в сутки. Нравится сам процесс
создания необычных вещей. Есть какое-то
особое удовольствие в том, чтобы сделать
то, что еще никто до тебя не смог. Очень
люблю свою работу. Скучаю по ней, если
вдруг получается взять даже небольшой
отпуск.

Позже
всех к сканистам присоединилась жена
Виталия Тесли – Надежда. Поначалу она
только смотрела, как тот работает. Потом
начала понемногу помогать. А сейчас
участвует в проектах семейной мастерской
вместе с остальными.

Квест
«Найди дерево»

Едва
ли не самое сложное во всем подготовительном
процессе у сканистов – найти нужное
дерево. У каждого – своя текстура и
цветовая гамма. Колер во многом зависит
от возраста дерева и способа его сушки.
Например, стружка из любимого материала
Виталия Тесли – каштана – может иметь
оттенки от белого до нежно-желтого. Но
мастера при задумке очередного шедевра
ориентируются не только на цвет, нужный
для воплощения идеи, а учитывают и то,
как работается с разными породами
дерева.

– Дуб
и красное дерево сыпятся. Стружку из
них делать очень сложно, поэтому
используем эти породы только в небольших
деталях работ. Легче иметь дело с
каштаном, рябиной, грушей, сливой, вишней,
кленом. А вот ель и сосну стараемся не
брать – это очень коварный материал.
Непонятно, как даже через полгода поведет
себя стружка из него. К тому же в древесине
ели и сосны иногда остается смола. Ее
поначалу не видно, а потом она просачивается
через лак и оставляет пятна на картине.
Мы не хотим рисковать, поскольку всегда
отвечаем за качество своей работы. У
нас есть правило: даже если делаем что-то
на заказ, эта вещь должна понравиться
человеку. Если в душу ему не западает –
клиент может ее не выкупать, – объясняет
Виталий.

Спилы
деревьев попадают в мастерскую Тесля
разными путями. Самый важный источник
информации о том, где взять материал
для будущих шедевров, – сайт регионального
филиала Минэнерго. Там график отключения
электросетей из-за обрезки крон деревьев
в окрестностях Кореневки, где живут
сканисты, расписан на полторы недели
вперед – с указанием не только точного
адреса, но и времени. Ремесленники
выезжают на эти места пораньше, чтобы
присмотреть нужные породы. Пополняется
их коллекция заготовок и благодаря
друзьям, знакомым: те, как только услышат
о плановой вырубке в своей деревне, –
тут же звонят Теслям.

– Для
работы подходит не всякое дерево.
Минимальная толщина веток – пять
сантиметров, спил должен быть только
свежий. Дерево нужно правильно выдержать
и высушить, чтобы потом из тонких
пластинок на станке вырезать стружки
нужных форм и размеров. Но и тут не
угадаешь. Вроде бы правильно все сделал,
а режешь пластинку – многое в опилки
уходит. Или пересушил слегка дерево –
оно сыпаться начинает. И даже когда
кажется, что палка идеально подготовлена
к работе, бывает, она не режется – и все
тут.

Дерево
надо уметь чувствовать и принимать:
никогда нет гарантий, что у нас с ним
что-то получится создать вместе, –
философски замечает Виталий Тесля. –
Только когда сделать нужные детали
получилось, их пинцетом раскладывают
на поверхности и приклеивают лаком.
Работа ювелирная!

Как
рождаются шедевры

Над
тончайшей работы шкатулками, иконами,
картинами и панно мастера корпят минимум
три дня. Но чаще при создании шедевров
речь идет о месяцах. И это только для
того, чтобы уложить разноцветные стружки
в нужную картину и покрыть лаком. Если
же брать все ее производство от начала
до конца, включая поиск подходящих пород
деревьев, то уходит около года. И все
это время сканисты Тесля стараются
никому не показывать незаконченную
работу. Виной здесь семейное суеверие.

– Бывало,
показывали уже почти завершенный проект,
и после он переставал идти. Очень сложно
становилось доделать работу, и причину
никто не понимал. Поэтому решили для
себя, что показываем только законченные
проекты, – говорит Виталий.

Над
крупными работами трудится не один
мастер. Например, икону шириной метр и
длиною два для храма Всех Святых в Минске
сутки напролет делало все семейство
Тесля.

– Эти
три месяца мы спали максимум по пять
часов, не больше. Икону разделили по
секторам, каждому мастеру выделили
свой. Оптимизировали процесс так, чтобы
дополнять друг друга, привносить в
работу лучшее, что умеет делать каждый
из нас. У сканистов свои сильные стороны,
это обязательно нужно учитывать в общем
проекте, – объясняет Виталий.

Он
отмечает, что иконы – самые сложные в
исполнении работы. Необходимо точно
подобрать палитру цветов для лика,
облачения. Но все представители семейства
Тесля сходятся здесь в одном: чем сложнее
дело, тем интереснее.

Икона
«Спас Нерукотворный» – одна из
последних работ. Ее тоже делали всей
мастерской. Около полутора месяцев из
стружек толщиной от двух до пяти
миллиметров «плели» кружевами лик.
Очень тщательно подбирали цвета и породы
деревьев. Для создания этой иконы
пришлось даже пойти на исключительную
меру – добавить немного красителя в
материал. Обычно сканисты Тесля этого
себе не позволяют, выступая за
исключительную натуральность работ.

– В
этой иконе мы использовали, кажется,
все возможные породы деревьев. Желтоватый
– это каштан, розовый – крушина, зеленый
– уксусное дерево, коричневые оттенки
– ольха или рябина. Краситель добавляли
только для глаз – у нас в стране деревья
с голубой древесиной не растут, –
объясняет Виталий. «Спас Нерукотворный»
хранится в мастерской. Семейству эта
работа нравится, хотя уже сейчас понимают,
где можно было сделать по-другому.

– На
своих проектах и учимся. Мы ведь до сих
пор считаем все себя учениками, –
констатирует мастер. – Многое хотим
попробовать. Несколько лет уже откладываем
идею создать китайского дракона в
технике сожская скань – свободного
времени на это пока нет, отдаем приоритет
заказам. Хочется сделать портрет по
фотографии. Это очень сложная работа,
потому что у дерева есть нюанс: оно
меняет цвет при покрытии лаком, иногда
может заметно потемнеть. А ведь всегда
хочется, чтобы изделие радовало людей,
нравилось не только тебе, но и им.

«Дарят
тем, у кого уже все есть»

Мастера
из Кореневки за годы работы создали
уникальный стиль: они объединяют в одном
изделии резьбу по дереву и скань.
Получаются произведения искусства,
которые украшают галереи, музеи, частные
коллекции. А еще их преподносят в дар
знаменитостям.

– Знаем,
что наши шкатулки, портреты и иконы
получали Борис Ельцин, Владимир Путин,
Дмитрий Медведев, Валентина Матвиенко,
Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II, митрополит Филарет, Папа Римский,
английская королева Елизавета II. О том,
что наши работы отправляются к известным
людям, чаще всего узнаем от тех, кто им
эти подарки заказывает или покупает.
Но бывают сюрпризы. Например, совершенно
случайно узнали, что одна из шкатулок
отправилась к лидеру КНР. Просто включили
телевизор и попали на сюжет, где показали,
как ее вручали Си Цзиньпину. Я говорю
жене: вроде на нашу шкатулку похожа.
Увеличили кадр – точно она, – рассказал
Виталий.

Работы
из мастерской Тесля дарят и менее
известным персонам. Объединяет их в
основном одно – все из категории «у
меня уже все есть».

– Таких
удивить крайне сложно, но очень хочется.
Поэтому им и дарят сожскую скань. Это
полнейший эксклюзив: риск того, что у
человека уже есть подобная вещь, сведен
к нулю, – объясняет мастер.

Чтобы
посмотреть на удивительные предметы,
выполненные в уникальной технике,
иностранцы специально приезжают к
сканистам. Целая делегация из Казахстана
прибыла недавно в Гомель – заключить
договоры. В Кореневку же гости приехали,
чтобы полюбоваться сожской сканью – о
ней были уже наслышаны. А увидев
замысловатые узоры, ахнули: изумительной
красоты работы!

Семейное
дело Тесля есть кому продолжить. Искусству
создания сожской скани учатся дети
Надежды и Виталия – Настя и Паша. Они
уже сейчас помогают родителям в подготовке
материалов для работы и делают простые,
небольшие картины. Но оба признаются:
мечтают когда-нибудь стать авторами
шедевров, как мама и папа.

Проектсоздан за счет средств целевого сбора
на производство национального
контента

Елена
ИВАШКО, фото — Сергей ХОЛОДИЛИН

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 − восемь =

Кнопка «Наверх»