Лучший в своем классе. Почему вертолет Ми-8МТВ-5 так популярен? 3 - Новости Беларуси и мира
Общество

Лучший в своем классе. Почему вертолет Ми-8МТВ-5 так популярен? 3

«Оружейка» — проект информационного агентства и телекомпании «ВоенТВ» Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии. Зарекомендовавшие себя с советского времени, поступившие на вооружение в новой истории и перспективные образцы, которым только предстоит завоевывать доверие людей в погонах. Расскажем об оружии и покажем его в деле.


Военно-транспортный вертолет Ми-8МТВ-5 — авиационный комплекс, предназначенный для выполнения боевых, транспортных и поисково-спасательных задач.

Ми-8МТВ-5 — это глубокая модернизация или, скорее, эволюция легендарной «милевской восьмерки», которая в силу своей уникальности стала самым массовым вертолетом в истории авиации. Обновленная машина способна принять на борт 35 десантников, перевезти до 4 тонн груза. А еще по сравнению с предыдущим поколением здесь значительно возрос огневой потенциал.

Впрочем, обо всем по порядку, и сначала немного истории.

Более сотни модификаций

Впервые опытный прототип вертолета Ми-8 поднялся в воздух в августе 1962-го, а уже спустя три года машина была запущена в серию.
Изначально вертолет должен был стать очередной модернизацией многоцелевого Ми-4, сошедшего с конвейера в 1950 году. Впрочем, в процессе разработки конструкторы ушли от обновления в сторону создания принципиально нового летательного аппарата. Так на «восьмерке» появились два современных железных «сердца», которые вдобавок переместились из носовой части в пространство над салоном, четыре лопасти основного винта дополнились пятой, а вместо четырехопорного шасси установили трехопорное. И это только видимые невооруженным глазом изменения.

Первыми преимущества новой машины оценили на гражданке: неприхотливый вертолет оказался незаменим в самых сложных условиях.

Военную модификацию Ми-8 в армейский строй поставили только в 1968 году. Машины задействовали для перевозки личного состава и вооружения, эвакуации раненых и огневой поддержки войск. Со временем применение Ми-8 в вооруженных силах расширилось: появились вертолеты-минеры, летающие мастерские, заправщики и даже амфибии. А общее количество модификаций гражданских и военных «восьмерок» перевалило за сотню.
Ми-8 получился настолько удачным, что уже через пять лет после старта серийного производства на Казанском вертолетном заводе вторую линию запустили в Улан-Удэ.

Ми-8 пережил несколько модернизаций, стал самым массовым двухдвигательным вертолетом, который можно встретить буквально по всему миру. В том числе в Беларуси, где с 2016 года на вооружении стоит один из последних вариантов машины с индексом МТВ-5.

Внешне «восьмерка», внутри — нет

Внешний облик вертолета Ми-8МТВ-5 практически не отличается от базовой «восьмерки». Разве что обновленный передний обтекатель, так называемый дельфиний нос, и наружные средства бронезащиты экипажа дают понять, что перед нами новая машина.

Длина — 18,42 м; ширина — 5,34 м; диаметр несущего винта — 21,3 м; масса (пустой) — 7580 кг; масса (макс.) — 13 000 кг; экипаж — 3 чел.
Все остальные фишки кроются внутри вертолета. И, пожалуй, главная особенность — умение винтокрылой машины ориентироваться даже в кромешной темноте.

Светотехническое оборудование в комплексе со специальными очками ночного видения делает возможным работу в темное время суток на предельно малых высотах. Кроме того, на МТВ-5 появился полноценный цифровой автопилот. Система позволяет без участия человека проводить полет по заданному маршруту, введенному в навигационную систему, или осуществлять маневры (к примеру, зависание, причем как над землей, так и над водой).

Скорость (макс.) — 250 км/ч; скорость (крейс.) — 230 км/ч; динамический потолок — 6000 м

Модернизированный вертолет оснащен двумя двигателями максимальной мощностью 2000 лошадиных сил. При отказе одного из них система автоматически выводит второй двигатель на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет экипаж сможет продолжить без снижения высоты.
Основной запас топлива Ми-8МТВ-5 позволяет с максимальной взлетной массой преодолеть почти 600 километров, а с двумя дополнительными баками — больше 1000.

Двигатель — ТВ3-117ВМ; мощность (макс.) — 2х2000 л.с.; дальность полета 580/1065 км

Несмотря на то, что внутренний объем МТВ-5 остался прежним, конструкторам удалось увеличить количество перевозимых десантников. Без дополнительных баков внутри устанавливается 35 посадочных мест или 12 человек на носилках в медицинском варианте. Для удобства дверной проем с левой стороны был увеличен почти на полметра, добавили дверь и с правого борта.

Новая конфигурация позволила также сократить время десантирования при работе посадочным способом. Теперь 35 десантников могут покинуть борт всего за 15 секунд. Модернизированная «восьмерка» также оснащена системой беспарашютного десантирования. В отличие от прежней версии машины одновременно спускаться могут сразу четыре бойца.

Полноценная боевая единица

Помимо транспортных задач, Ми-8МТВ-5 применяется и как полноценная боевая единица, по своим ТТХ не уступающая вертолетам огневой поддержки.

Боевой вариант Ми-8МТВ-5 может поддерживать огнем войска или десант при высадке и эвакуации, осуществлять бомбометание, сопровождать колонны, обнаруживать объекты даже при отсутствии визуального контакта с ними.

МТВ-5 комплектуется на выбор бомбами общей массой до 2 тонн, 4 блоками неуправляемых ракет или пушечным вооружением калибром 23 миллиметра. Экипажу также доступен вариант с управляемым вооружением, когда на балочные держатели устанавливаются до 6 противотанковых управляемых ракет. Кроме того, вертолет может ощетиниться штатным оружием десанта, для которого предусмотрено 8 точек включения, в том числе для пулеметов и гранатометов по бортам.
Для повышения живучести боевой машины и защиты экипажа Ми-8МТВ-5 оборудован бронезащитой кабины и жизненно важных систем, специальными экранами, снижающими инфракрасное излучение двигателей. А еще в тандеме с пассивными средствами работает комплекс бортовой обороны, который защищает вертолет от поражения ракетами с инфракрасной головкой самонаведения. Оптико-электронная система позволяет пилоту видеть источник угрозы и помогает определиться со средствами защиты — включит станцию постановки помех или выбросит тепловые ловушки.

Ми-8МТВ-5 — одна из самых продвинутых и высокотехнологичных машин в мировой авиации. Надежный и проверенный временем вертолет по праву считается лучшим в своем классе. К слову, на МТВ-5 история легендарной «восьмерки» не заканчивается, конструкторы уже сегодня работают над очередным проектом улучшения авиационного комплекса.

| Подготовлено по видео и «ВоенТВ». Скриншоты видео.

Читайте также:
Не летает, зато проедет почти везде. Видели «Драконов» белорусской армии?
Т-72Б: едет под водой, стреляет на 9 км. Говорим об основном танке белорусской армии
Почему МиГ выбирают в 20 странах? Как создавали и улучшали легендарный истребитель

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

шесть − пять =

Кнопка «Наверх»