Исполнилось 110 лет со дня рождения женщины-дирижера Татьяны Коломийцевой
Татьяна Коломийцева. Фото bgakffd.by
2 августа, Минск /. Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения известного белорусского дирижера Татьяны Михайловны Коломийцевой. Она была единственной женщиной-дирижером симфонического оркестра в Беларуси и добилась больших успехов в этой непростой и традиционно мужской профессии.
Татьяна Михайловна родилась в Санкт-Петербурге в 1914 году. Она окончила художественно-графическое отделение Одесского художественного техникума (ныне Одесский художественный колледж имени М.Б.Грекова). После поступила в Одесскую консерваторию (ныне Одесская национальная музыкальная академия им.А.В.Неждановой). В 1936 году окончила обучение и начала работать ассистентом дирижера в оперном театре Винницы.
Осенью 1937 года Коломийцева приняла участие во Всесоюзном конкурсе на должность помощника дирижера в Государственных симфонических оркестрах Московской и Ленинградской филармоний, а также в Государственном симфоническом оркестре СССР. Среди 20 исполнителей она стала лучшей. Специалисты отмечали, что Татьяне Михайловне с первого взмаха дирижерской палочки удавалось захватить оркестр, подчинить его своей воле и заставить осуществить все замыслы руководителя.
После победы в конкурсе она стала ассистентом знаменитого художественного руководителя Государственного симфонического оркестра СССР Александра Гаука. В 1938 году дирижировала этим оркестром во время своей первой программы, состоявшей из произведений Бетховена. Критики отмечали, что Татьяна Михайловна продемонстрировала прекрасное знание музыки, чувство стиля, собранность и продуманность исполнения. Затем она дирижировала симфоническим оркестром Ленинградской филармонии и одновременно училась в аспирантуре Московской консерватории. Вместе с ленинградским коллективом она гастролировала по разным городам. Под ее руководством были исполнены симфонические поэмы Листа, произведения Баха, Грига, Бетховена, Чайковского, Бородина. На ее концертах всегда были аншлаги.
В 1941-1943 годах преподавала в Северо-Осетинской оперной студии при Московской государственной консерватории. Затем работала дирижером балета в оркестре Государственного театра оперы и балета БССР, эвакуированного в то время в Ивановскую область. После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков она осталась в этом коллективе. С 1946 по 1952 год руководила симфоническим оркестром Белорусской филармонии. С входившими в его состав молодыми музыкантами, выпускниками Белорусской консерватории, она кропотливо работала над восстановлением творческого уровня оркестра, повышением их исполнительского мастерства.
Профессионализм и увлеченность Коломийцевой дали результат: яркие, динамичные музыкальные исполнения настолько завораживали слушателей, что после окончания концертов в зале всегда на несколько минут воцарялась тишина, и только потом звучали аплодисменты.
С 1952 по 1993 год она была дирижером Большого театра Беларуси. Среди поставленных ею на белорусской сцене спектаклей были и национальные («Князь озеро» В.А.Золотарева, «Подставная невеста» Г.Вагнера, «Избранница», «Тиль Уленшпигель» и «Альпийская баллада» Е.А.Глебова, «Алеся» Е.К.Тикоцкого), а также русская и зарубежная классика («Пиковая дама», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Обручение в монастыре» и «Золушка» С.С.Прокофьева, «Трубадур» Дж.Верди, «Любовный напиток» Г.Доницетти). Она бралась за необычные, сложные произведения и работала над ними блестяще. Именно Татьяна Коломийцева осуществила первую постановку оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера на белорусской сцене. Единственная на территории всего СССР она взялась за «Орестею» С.И.Танеева. Спектакль получил всесоюзное признание и был записан на грампластинки фирмой «Мелодия».
В 1983 году были «Сказки Гофмана» — фантастический спектакль и ее «лебединая песня». Рассказывают, что Коломийцева довольно долго уговаривала руководство театра доверить ей эту постановку. В парадигме образов Гофмана — Оффенбаха и самой фигуре великого немецкого романтика она, возможно, находила что-то близкое своему пониманию личности художника. Вслед за Гофманом, разделившим человечество на две категории — истинных музыкантов и обычных людей, Коломийцева была бескомпромиссна в творчестве: или ты соответствуешь званию музыканта, или нет. «Я не могу быть рядом с музыкой. Я должна быть в ней, иначе все бессмысленно», — сказала в одном интервью дирижер.
Татьяна Михайловна умерла в марте 1994 года, не дожив несколько месяцев до своего 80-летия.
Творчество Татьяны Михайловны Коломийцевой вошло в историю белорусской музыкальной культуры. Ее творчество было отмечено высокой наградой: в 1964 году она получила звание народной артистки Беларуси.