Щеткина о проектах СГ: есть реальные результаты, а недруги нам просто завидуют 3 - Новости Беларуси и мира
Общество

Щеткина о проектах СГ: есть реальные результаты, а недруги нам просто завидуют 3

— Марианна Акиндиновна, не секрет, что еще даже пару лет назад говорили, что Союзное государство — это формальность. Но вот уже сегодня мы видим, какой темп приобрело строительство Союзного государства. Как руководитель Представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске скажите, о каком этапе взаимодействия между странами можно сейчас говорить? Как в принципе за те пять лет, которые вы работаете в представительстве, изменялась динамика отношений двух государств? И можно ли подробнее остановиться на задачах представительства.

— Союзное государство — уникальное интеграционное объединение двух суверенных государств — Беларуси и России. Причем сотрудничество развивается по всем направлениям: обеспечение безопасности Союзного государства, формирование объединенных рынков нефти, газа, электроэнергии, единого научно-технического пространства, единой аграрной и промышленной политики, проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере и т.д. Достигнуты реальные результаты. Нам просто завидуют — силе, воле, достижениям. Но сделать ничего не могут, потому что люди и общество в целом поддерживают проводимый курс. Нам повезло с сильными лидерами — президентами Александром Лукашенко и Владимиром Путиным. Это сильные личности, и в мире с ними вынуждены считаться.

В декабре исполнится 25 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. И мы гордимся союзом наших государств. А что касается недоброжелателей, так они были, есть и будут, так как им тяжело переносить успехи Союзного государства. Но это их проблемы. А мы идем вперед уверенно и убежденно. И не случайно 2 апреля — это День единения народов Беларуси и России, в единстве — наша сила.

Если говорить о нашей работе, то Постоянным комитетом Союзного государства как рабочим органом Высшего государственного совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства в последнее время действительно решается все больше задач. По сути, Постоянный комитет организует и координирует работу государственных органов Беларуси и России по всему спектру задач строительства и развития Союзного государства.

Наше представительство в Минске, входящее в состав Постоянного комитета в качестве его структурного подразделения, — важное связующее звено для организации взаимодействия с отраслевыми и функциональными органами Союзного государства, республиканскими органами государственного управления и иными организациями Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь.

Представительство Постоянного комитета организует и координирует работу органов государственного управления и организаций Беларуси в ходе реализации программ, проектов и мероприятий Союзного государства, взаимодействует с ними в ходе решения задач союзного строительства, обеспечивает подготовку заседаний Высшего государственного совета, Совета Министров Союзного государства, Группы высокого уровня и других мероприятий, проводимых на территории Республики Беларусь.

Ежегодно утверждается бюджет Союзного государства. Отмечу, что впервые за время действия Союзного договора бюджет Союзного государства в 2024 году был увеличен на 38% и составляет 6,97 млрд российских рублей. Из бюджета Союзного государства финансируются программы, проекты и мероприятия Союзного государства. Причем большая часть бюджета идет на финансирование программ Союзного государства, которые представляют собой комплекс совместных мероприятий по укреплению безопасности, решению крупных социально-экономических задач государств-участников, включающий в себя проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационно-хозяйственных и других работ, увязанных по исполнителям, ресурсам и срокам их осуществления.

Если говорить о динамике отношений двух государств, то мы видим конкретные успехи интеграции, высокую динамику создания единых условий хозяйствования в России и Беларуси, рост промышленной кооперации и реализации крупных совместных проектов, достижения в импортозамещении и выстраивании новых логистических цепочек, интенсификацию межрегионального и приграничного сотрудничества, построение общего научно-технологического, образовательного пространства и соответствующего правового поля.

В целях экономической безопасности Союзного государства заключен ряд основополагающих договоров и соглашений по ключевым направлениям сотрудничества — в промышленной, транспортной, научно-технологической, банковской, налоговой сферах. Подписаны базовые межправительственные соглашения о единой промышленной политике, развитии микроэлектронных технологий, проектировании производства электронной компонентной базы, электронного машиностроения, о признании технологических операций и ряд других.

Статистические данные демонстрируют рост взаимодействия по всем направлениям. К примеру, на заседании Высшего государственного совета Союзного государства, прошедшего 29 января этого года в Санкт-Петербурге, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что по итогам 2023 года Беларусь и Россия обновили исторический максимум торговли товарами и услугами, оборот составил $54 млрд.

Если в 2022-2023 годах основным стимулом роста взаимного торгового оборота было импортозамещение продукции из недружественных стран, то сегодня на первый план выходят инновации и обеспечение качественного рывка в промышленности и других отраслях экономики.

Другой пример: посол Республики Беларусь в Российской Федерации Дмитрий Крутой на заседании Группы высокого уровня 12 марта 2024 года проинформировал о работе над 24 крупными импортозамещающими инвестиционными проектами. В их рамках запланирован выпуск инновационной продукции для обеспечения импортонезависимости Союзного государства и технологического суверенитета наших государств.

Беларусь и Россия и дальше продолжат уделять первоочередное внимание инновационным проектам в промышленности. Их реализация запустит новые компетенции сторон, будет способствовать укреплению кооперационных связей, развитию сети совместных сборочных производств.

В Республике Беларусь завершено строительство атомной станции. Это серьезный шаг вперед в развитии экономики, научной сферы, в технологическом развитии.

В отношении логистики. Почти в два раза возросла перевозка грузов через транспортные узлы России. На реализацию новых совместных проектов направлена резолюция Высшего госсовета о модернизации железнодорожной инфраструктуры железной дороги северо-запада России. Идет речь об увеличении объемов грузов через порты Российской Федерации.

И еще самое важное достижение союзной интеграции — равные права граждан.

В целях углубления интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь и реализации Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года был подписан Декрет Высшего государственного совета Союзного государства от 4 ноября 2021 года №6 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы».

Компетентными государственными органами двух стран разработаны 28 союзных программ. Правительства Республики Беларусь и Российской Федерации провели масштабную работу по их реализации. На сегодняшний день абсолютное большинство мероприятий этих программ практически выполнено.

Несколько примеров. Подписан и ратифицирован договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, которым закрепляются обязательства сторон по передаче информации в интегрированную систему администрирования косвенных налогов, а также минимальные ставки налога на добавочную стоимость и акцизы.

Для обеспечения контроля реализации договора создан коллегиальный орган — Наднациональный налоговый комитет. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 8 ноября 2023 года №25 утверждено положение о комитете.

В таможенной сфере с 22 ноября 2022 года функционирует Межгосударственный центр для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций. Между таможенными службами также налажен обмен электронными копиями деклараций на товары и транзитных деклараций на товары.

В макроэкономической сфере 19 декабря 2022 года подписано соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь о порядке разработки прогноза социально-экономического развития Союзного государства и информационном взаимодействии по экономическим вопросам. Документ закладывает основу для постоянного информационного обмена данными о ключевых макроэкономических показателях и применяемых подходах. Осуществляется работа по подготовке прогноза.

Какое бы направление деятельности вы ни взяли (транспорт, энергетика, торговля и другие), везде достигнуты значительные успехи по сближению позиций и определена перспектива совместной работы в интересах наших государств.

Союзное государство — уникальное интеграционное объединение двух суверенных государств, достигших убедительных успехов и конкретной силы. Итоги выполнения 28 союзных программ были обсуждены в ходе заседания Высшего государственного совета Союзного государства, прошедшего 29 февраля 2024 года в Санкт-Петербурге. Работа продолжается.

— А можно ли конкретнее рассказать о программах, которые были реализованы в последние годы?

— Всего с 2000 по 2023 год реализовано более 80 программ на сумму около 65 млрд российских рублей в областях безопасности и обороны, космоса, электроники, фотоники, автомобиле- и сельхозмашиностроения, суперкомпьютерных систем, защиты информации, материаловедения, медицины и фармакологии, биоинженерии, гидрометеорологии, преодоления последствий аварии на ЧАЭС и ряде других.

В том числе в сфере безопасности и обороны Союзного государства (с 2000 года реализовано 19 программ). Реализация программ в сфере обеспечения безопасности и обороны позволила капитально отремонтировать и усовершенствовать ряд объектов военного назначения, предназначенных для обеспечения Региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, ввести в эксплуатацию и оснастить подразделения границы новыми образцами технических средств охраны границы и пограничного контроля, вооружения, специальной техники и связи. Проведенные мероприятия значительно повысили возможности вооруженных сил и органов пограничной службы для выполнения задач по предназначению.

Кроме того, можно говорить о семи программах в сфере космоса. Их реализация позволила создать новые образцы бортовой служебной и специальной аппаратуры для космических аппаратов, новых технологий управления орбитальной группировкой, приема, обработки и распространения данных от космических аппаратов, обеспечивающих наблюдение земной поверхности и околоземного космического пространства, выполнять ряд других задач.

Например, в результате реализации программы «Мониторинг-СГ» (2013-2017 годы) создано более 100 средств, технологий и программных комплексов в интересах повышения надежности, работоспособности и живучести малогабаритных космических средств дистанционного зондирования Земли; получено около 80 результатов интеллектуальной деятельности, включая изобретения, полезные модели, программы для ЭВМ и секреты производства.

В настоящее время НАН совместно с Роскосмосом прорабатывают вопрос формирования программы Союзного государства по адаптации и запуску малых космических аппаратов.

В сфере электроники и микроэлектроники реализовано 18 программ. Так, в рамках программы «Прамень» (2011-2015 годы) создано более 60 образцов изделий микроэлектроники, оптоэлектроники и СВЧ-электроники новых поколений специального и двойного применения; разработано 150 комплектов конструкторской и технологической документации; получено 100 патентов и других объектов интеллектуальной собственности.

По итогам программы «Автоэлектроника» (2016-2020 годы) разработана документация, по которой будут созданы электронные компоненты нового поколения, позволяющие разработать современные системы управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения: блоки управления двигателями, сенсорные информационные панели, радиолокационные системы предотвращения столкновений, системы обеспечения курсовой устойчивости и ряд других.

Восемь программ реализовано в сфере медицины и здравоохранения. Например, в рамках программы «Спинальные системы» (2017-2020 годы) разработаны современные хирургические технологии и созданы образцы новых спинальных систем, позволяющие лечить детей с тяжелейшими врожденными деформациями и повреждениями позвоночника. Аналогов этой российско-белорусской разработке в мире нет.

Еще одно направление — промышленность и сельское хозяйство. В этой сфере реализовано 17 программ. Так, в рамках программ «Дизель-1» (1998-2001 годы) и «Дизель-2» (2005-2008 годы) разработаны конструкции семейств грузовых автомобилей и дизельных двигателей Евро-2, Евро-3 и Евро-4.

Результатом программы «Союзный комбайн» (2006-2009 годы) стала разработка 16 принципиально новых образцов сельхозтехники, технологические решения защищены более чем 20 патентами на изобретение.

Результатом программы «Комбикорм» (2018-2021 годы) стало создание технологий, позволяющих снизить стоимость комбикормов, используемых при производстве товарной продукции рыбоводства, пушного звероводства и животноводства на 10-15%, повысить привес ценных пород рыб на 10-12%, пушных зверей — на 12-17%.

Плюс еще 13 программ в рамках союзных договоренностей реализовано в других областях.

— Какие перспективы в ближайшие годы? Будет ли продолжена работа по совместным программам?

— Конечно, работа будет продолжена. Для углубления интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь стороны разработали и 29 февраля 2024 года утвердили Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 годы. Этот документ стал программным на очередной трехлетний цикл развития Союзного государства.

Основные направления на 2024-2026 годы призваны сблизить позиции и нормативную правовую базу сторон в целях развития совместного экономического потенциала, создания объединенной транспортной и энергетической систем, проведения согласованной налоговой политики по вопросам, представляющим взаимный интерес, по сотрудничеству в таможенной сфере, а также в целях проведения согласованной политики в социальной и культурно-гуманитарной областях.

Выполнение мероприятий, спланированных в основных направлениях, организуется главами правительств Беларуси и России, а результаты их докладываются президентам двух государств на заседаниях Высшего государственного совета.

— На каких программах акцент будет сделан в этом, 2024 году?

— В 2024 году реализуются семь программ Союзного государства. Общая сумма их финансирования в нынешнем году из бюджета Союзного государства составляет около 2,5 млрд российских рублей.

В том числе это программы:

1. Разработка интеллектуальных высокотехнологичных цифровых и электронных компонентов систем для автотранспортных средств специального и двойного назначения («Интелавто») (2022-2025 годы).

2. Разработка перспективных базовых технологических процессов получения функциональных материалов, структур, компонентов и модулей для высокоэффективных изделий фотоники в Союзном государстве («Компонент-Ф») (2022-2026 годы).

3. Разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства («Комплекс-СГ») (2022-2026 годы).

4. Развитие пограничной безопасности Союзного государства на период 2023-2027 годов.

5. Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения РГВ(с) на период 2023-2027 годов.

6. Модернизация объектов тылового обеспечения, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения РГВ(с) на период 2023-2027 годов.

7. Программа совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В настоящее время в высокой степени готовности находится разработка семи новых программ Союзного государства в областях космоса, высоких технологий, сельского хозяйства и защиты информационных ресурсов Союзного государства. Их реализацию предполагается начать с 2025-2026 годов.

Для облегчения процесса разработки и согласования программ Союзного государства в 2022 году по инициативе Постоянного комитета были внесены изменения в порядок разработки и реализации программ и проектов Союзного государства.

Сокращено количество бюрократических процедур, сроки подготовки, согласования и утверждения программ Союзного государства. Сняты ограничения на сферы реализации проектов Союзного государства, которые ранее могли разрабатываться только в области образования и культуры.

— Обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов, скажем так, — обобщенная цель Союзного государства. Это все предполагает активное взаимодействие Беларуси и России в политической, экономической, социальной и других областях и, конечно, обеспечение равных прав граждан. На ваш взгляд, насколько удалось реализовать такие подходы?

— Действительно, обеспечение равных прав и свобод граждан Республики Беларусь и Российской Федерации является одной из основополагающих задач и приоритетным направлением деятельности Союзного государства.

Органами Союзного государства, органами государственной власти и управления Республики Беларусь и Российской Федерации проводится планомерная работа по обеспечению равных прав граждан Союзного государства. Эти вопросы регулярно рассматриваются на заседаниях Совета Министров и Высшего государственного совета Союзного государства. Можно утверждать, что в сфере обеспечения равных прав граждан Беларусь и Россия продвинулись дальше всех государств, существующих на постсоветском пространстве.

Развивается нормативная правовая база, регулирующая равенство прав наших граждан как путем принятия союзных нормативных актов, так и путем заключения двусторонних договоров.

Напомню, что правовой основой для обеспечения реального равенства прав граждан Беларуси и России наряду с Договором о создании Союзного государства является Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года, а также подписанные в 2006 году двусторонние соглашения по важнейшим сферам обеспечения равных прав граждан, позволившие разрешить ряд наиболее острых проблем, возникавших при реализации гражданами своих прав в сфере социально-трудовых отношений, здравоохранения, налогообложения и миграции. Фактически этими документами определен порядок реализации основных гражданских и социальных прав граждан Союзного государства, закреплены механизмы их обеспечения со стороны государств — участников Союзного государства.

Можно констатировать, что равные права граждан на трудоустройство и оплату труда, участие в хозяйственной деятельности, реализацию пенсионных прав граждан, оказание медицинской помощи, образование, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях Беларуси и России реально обеспечиваются.

Так, на сегодняшний день решены практически все вопросы в сфере обеспечения равных прав на трудовую деятельность и связанные с ней социально-трудовые гарантии (по оплате труда, режиму рабочего времени, охране и условиям труда). Взаимно признаются трудовые стажи, в том числе стаж работы по специальности. Решены вопросы предоставления гражданам Беларуси и России пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Урегулированы вопросы социального и пенсионного обеспечения. В сфере пенсионного обеспечения равные права граждан Беларуси и России реализуются в рамках Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. Налаженный механизм взаимодействия компетентных органов Республики Беларусь и Российской Федерации по осуществлению договора позволяет гражданам, не выезжая в государство, где они работали, оформлять и получать пенсию от этого государства по месту своего жительства.

Обеспечиваются равные права при предоставлении других социально-правовых гарантий.

В рамках создания единого миграционного пространства отменен разрешительный порядок найма на работу, на граждан Беларуси и России не распространяется требование обязательного заполнения миграционных карт. Факт принадлежности лица к гражданству Республики Беларусь или Российской Федерации является основанием для получения вида на жительство без учета срока временного пребывания и проживания.

В сфере здравоохранения последовательно осуществляются меры, обеспечивающие сближение, интеграцию и повышение эффективности деятельности существующих моделей здравоохранения в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Граждане одного государства (Беларуси или России), постоянно и временно проживающие на территории другого государства, имеют равные права на получение бесплатной медицинской помощи в полном объеме. Всем гражданам Союзного государства скорая и неотложная медицинская помощь оказывается на безвозмездной основе. Кроме того, с 1 января 2017 года граждане Беларуси, временно пребывающие и работающие на территории Российской Федерации, получили право на бесплатное оказание медицинской помощи на основании полиса обязательного медицинского страхования.

В рамках формирования общего образовательного пространства Союзного государства обеспечивается реализация прав граждан двух стран на доступное и качественное образование на всех уровнях основного, дополнительного и специального образования. Взаимно признаются документы об образовании, ученых степенях и званиях.

Сформирована нормативная база и приняты согласованные меры по организации вступительных кампаний в учреждениях высшего образования России и Беларуси, которые позволяют гражданам Союзного государства поступать на равных условиях в вузы двух стран для обучения по всем программам подготовки.

Следует отметить, что Постоянным комитетом Союзного государства совместно с заинтересованными государственными органами сторон осуществляется мониторинг национальных законодательств России и Беларуси, регулирующих права граждан, а также изучение практики применения национальных законодательств и международных договоров, регламентирующих данную сферу.

В целях своевременного выявления проблемных вопросов в сфере равных прав граждан при Постоянном комитете Союзного государства создана совместная межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопросов обеспечения равных прав граждан Беларуси и России под руководством государственного секретаря Союзного государства Дмитрия Мезенцева, в состав которой входят представители заинтересованных органов государственного управления Беларуси и России, Секретариата Парламентского собрания Союза Беларуси и России, Постоянного комитета Союзного государства.

В дальнейшем работа в сфере сближения законодательства в целях обеспечения равных прав граждан двух стран будет продолжена, что предусматривается в том числе Основными направлениями реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 годы, утвержденными Декретом Высшего государственного совета Союзного государства от 29 января 2024 года №2.

— Очень важная как для нашей страны, так и для России тема сохранения памяти. Не хочется в очередной раз акцентировать внимание на том, что очень многие страны Запада сейчас стремятся переписать историю, в том числе историю Второй мировой. Но мы, белорусы, как раз знаем — из рассказов своих отцов, дедов, прадедов, — кто в действительности одержал победу над нацизмом, заплатив за свою свободу очень дорогую цену. В этом году исполняется 80 лет со дня освобождения Беларуси. В 2020-м реализованы два значимых союзных проекта, приуроченных к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: в Тверской области России создан Ржевский мемориал советскому солдату, а на территории Беларуси проведены капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости. Планируются ли какие-то совместные проекты к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков? И, если можно что-то рассказать, к 80-летию Великой Победы?

— Великая Отечественная война — это общая страница нашей истории, и Беларуси, и России, и всех тех государств, которые входили в состав СССР. К счастью, у нас память о героическом прошлом наших предков хранят не только в семьях, но и на уровне государственном. Напомню, на заседании Высшего государственного совета Союзного государства, который состоялся 29 января этого года в Санкт-Петербурге, утвержден разработанный Постоянным комитетом Союзного государства план мероприятий Союзного государства на 2024 год, посвященных 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Этот конкретный основополагающий документ предусматривает широкий ряд общих мероприятий на территориях Беларуси и России — общественно-политических, культурно-массовых, образовательных, информационных, издательских, выставочных и многих других. Как отдельные примеры можно привести планирующуюся презентацию 22 июня в Брестской крепости новой книги из серии «Библиотека Союзного государства» под рабочим названием «Операция Багратион», гала-концерт 3 июля в Минске у обелиска «Минск — город-герой», проведение во втором полугодии Форума Союзного государства «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба» и так далее.

Несомненно, что и мероприятия, проводимые в 2024 году за счет бюджета Союзного государства, будут в той или иной мере сопряжены с этой знаменательной датой.

Из средств союзного бюджета будут также финансироваться и новые проекты. В настоящее время на рассмотрении Совета Министров Союзного государства находится проект постановления об утверждении проекта «Капитальный ремонт, реставрация, реконструкция, музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», рассчитанного на 2024-2026 годы.

По сути, это продолжение планомерной работы по сохранению историко-культурного наследия Беларуси и России. Так, в ходе выполнения 16 мероприятий аналогичного проекта в 2018-2020 годах в Брестской крепости созданы 5 новых экспозиционных объектов, на 40% увеличилось количество экспонируемых предметов музейного фонда мемориального комплекса, внедрены 3 новых экскурсионных маршрута и многое другое.

— А можно подробнее рассказать о новом проекте по ремонту и реставрации сооружений Брестской крепости?

— Основной целью реализации нового проекта также является сохранение памяти о подвиге советского народа в борьбе с фашизмом и недопущение попыток фальсификации истории. Предусмотрено выполнение следующих основных задач: сохранение объектов историко-культурного наследия на территории комплекса «Брестская крепость-герой», расширение доступа населения к культурным ценностям, создание новых мемориальных зон, расширение видов культурно-образовательных мероприятий и формирование досуговых возможностей.

Всего новым проектом предусмотрена реализация 11 мероприятий, в том числе капитальный ремонт на таких знаковых объектах, как главный монумент «Мужество», главный вход «Звезда», других объектах. На реализацию проекта за счет средств бюджета Союзного государства планируется направить почти 500 млн российских рублей, в том числе более 70 млн российских рублей в этом году.

Участие Постоянного комитета в деле сохранения общего исторического наследия — одна из основных целей и задач в нашей работе.

И в России, и в Беларуси память о Великой Отечественной войне священна. Наш долг — хранить наследие общей Победы и передать эстафету исторической памяти молодежи. А Брестская крепость — это наш общий символ подвига и героизма советского народа, наш общий символ Великой Победы.

.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 × 4 =

Кнопка «Наверх»